Декоративно-прикладное искусство

Отдел декоративно — прикладного искусства был образован в 1967 году. Основой для его создания послужили экспонаты, переданные в 40-50х годах из центральных музеев  — Государственной  Третьяковской Галереи, Эрмитажа, Государственного музея искусств народов Востока.
С этого же времени было организовано свыше 40 экспедиций  в регионы  республики и собрано около двух тысяч произведений народного искусства кыргызов.
В настоящее время отдел располагает коллекцией более трех тысяч экспонатов, представляющей все виды традиционного  народного искусства  — войлок (шырдак, алакийиз, войлочные изделия), утварь из дерева и кожи (посуда), ткани, тканые паласы (терме-таар, баштык, курджун), вышивка (туш-кийиз, текче, аяк-кап), мужская и женская одежда, ювелирные изделия (билерик, топчу, сойко и пр.), предметы убранства коня (тердик, токум, джулпоч) и современное декоративное искусство.
Войлочное искусство – одно из древнейших. Орнаментированные шырдаки, алакийизы по технике изготовления  различны  и каждый по-своему оригинален.
Шырдак – ярок, производит впечатление своим колоритом и композицией. Чёткий рисунок орнамента  с выделенным контуром, контрастность  фона и узора придают ему графичность. Шырдак выполняется в мозаичной технике, аппликации , редко встречается вышитый, хотя это наиболее древний вид войлочного изделия.
Алакийиз – имеет мягкость пластических форм и мажорное сочетание цветов. В отличие от  трудоемкого шырдака,  когда  заготавливаются цветные пласты войлока, узор вырезается  и сшивается, алакийиз выполняется единовременным  вкатыванием (вваливанием) орнаментальной композиции в  войлок.
Ткачество занимает большое место  среди домашних ремесел. Известны несколько видов узорного ткачества – терме-таар,  каджары, бешкеште. Наиболее распространенный вид – терме, он встречается повсеместно. Цветовая гамма слагается из сочетаний  красного и синего, коричневого и оранжевого, красного и желтого, оранжевого и синего. Тканый геометрический орнамент состоит из ромбовидных фигур, треугольников и многоугольников.
Из стеблей чия – тростникового растения, растущего близ горных озер изготовлялись  особые циновки – ширмы (ашкана – чий), которыми  отделяли в юрте  хозяйственную  часть, огораживали стены юрты (канат- чий). Самое сложное в этом  виде искусства создать цельное  изделие, которое слагается в ковровую композицию  из отдельных оплетенных  цветной шерстью стеблей чия. По стилю  орнамента и колориту  чиевые циновки перекликаются с узорными  тканями, ворсовыми коврами.
Кыргызские ковры —  килемы и другие ворсовые изделия имеют  свое древнее происхождение. Самобытные, красочные, они представляют материальную  культуру Юга Киргизии.
Коллекция тушкийизов музея обширна и разнообразна. Тушкийиз – это настенный ковёр, состоящий из поля однотонной ткани- бархата, шелка —  и широкой вышитой по темному фону каймы, обрамляющей  его сверху и с боков. От верхней каймы в середину ниспадают один, два или три вышитых  треугольника – тумар. Цветовая гамма, богатство орнаментальных мотивов делают эти  ковры очень эффектными. Вышивкой украшали множество предметов в юрте, расшивали одежду, декорировали попону коня.

Художественная  обработка кожи (булгаары)– особая  область  в народном творчестве кыргызов. Домашняя утварь —  коокор, коночок, кумара – декорировалась тисненными узорами, что оживляло однотонную поверхность кожи.
Дерево  служило для изготовления остова юрты, сундуков, мебели, различной домашней утвари. Мастер хорошо знал  преимущества и свойства  каждого вида  дерева, выявляя  заложенные в самом  материале  художественные качества, текстуру, цвет. Из него вручную  вырезали  тонкостенные  чаши – аяк , чойчок, табак, подчеркивая  форму  простым линейным орнаментом. Строгий резной узор на дверях юрты, сундучках для хранения  продуктов, на футлярах, подставках, сёдлах восполнял орнаментальный  ансамбль предметной среды  кочевника.
Художественная обработка  металла связана с  древними народными  легендами. Изделия из серебра всегда были почитаемы у кыргызов. В мужском костюме  декором был  ремень  с серебряными пластинами (кемер-кур). Излюбленные украшения кыргызских женщин — кольца (шакек), браслеты (билерик), серьги (сойко, иймек), пуговицы (топчу), подвески к косам (чач- уштук, чач-пак, чополу) – были овальной, ромбовидной формы и инкрустированы сердоликом, кораллами, перламутром, бирюзой. Они содержали черненный мотив узора, декорировались зернью,  насечкой, гравировкой, ажурными накладками. Крупное, при этом изысканно выполненное  украшение, выглядело нарядно и торжественно в сочетании с костюмом, подчеркивая его силуэт и национальное своеобразие.
Современное декоративное искусство выросло на основе народного. Храня традиции, художники декоративного искусства развивали их,  внося новые  темы, решения, осваивая новые виды,  материалы и техники, создавая ими облик нового интерьера. Д.Уметов, Ш.Мамбетаипова, Т.Касымов, Р.Ахматова преобразили войлок, обогатив его сюжетом , пространством, фактурой.
Художники гобелена М.Абдуллаев, Н.Сиднева, Т.Лысенко, Е.Лысогоров, А.Болокова, Р.Корголдоева успешно решают творческие задачи синтеза культур, создавая новый кыргызский  гобелен.
Кыргызская керамика представлена именами Е.Малеиной, Э.Кылычбекова, Э.Токтогонова, Б.Тенизбаевой, Ж.Артыкбаева, Д.Ташиева . В их работах силен элемент мифологичности, идущий от языческого мироощущения, и осмысленный в русле современных тенденций декоративного искусства. Пространственное мышление, пластическая раскованность в игре с материалом (глиной), свободное владение языком керамики объединяет и роднит столь разных художников.
Такие же процессы синтеза традиций и новаций происходят с другими видами прикладного искусства. Ныне возрождается художественная обработка  кожи, в которой успешно работают  мастера  В.Дударев, И.Чаланов, А.Маленкулов и другие.
Ювелирное искусство шагнуло за пределы национального канона. Оно расширилось и усложнилось в своих формах, являя примеры весьма оригинальных композиционных решений. В коллекции музея хранятся произведения мастеров – ювелиров В.Руппеля, В.Сырнева, Ш.Дайырбекова, И.Осмонова, Л.Поджидаевой, др.
Кыргызское декоративно-прикладное  искусство развивается: оно разнообразно, многовидово, являет широкую панораму новых тем и форм. Но коллекция декоративного  искусства не ограничивается кыргызскими предметами. В ней содержатся замечательные памятники художественной культуры Востока и Запада, представленные в экспозиции.