Скульптура

Отдел скульптуры

Начало комплектования коллекции скульптуры относится к концу 30-х годов. В настоящее время собрание скульптуры насчитывает 967 единиц хранения. В арсенале фонда представлены все виды и жанры станковой скульптуры, проекты монументальных памятников, медальерное искусство.

Музей располагает ценной коллекцией произведений крупных русских мастеров, работавших во второй половине XIX и в XX столетии. Это такие имена как Е.Лансере, А.Голубкина, С.Коненков, И.Гинцбург, М.Врубель, В.Мухина.

В формировании советского раздела, насчитывающего более ста авторов, существенную помощь музею оказали Всесоюзное производственно-художественное объединение им.Е.Вучетича, выставочные фонды Министерства культуры СССР и Союза художников СССР. Единичные произведения Ф.Абдурахманова, А.Амбразюнаса, В.Бородая, Л.Лангинена, Д.Джумадурды, И.Очиаури и других известных художников,- иллюстрируют своеобразие многонационального искусства бывшего Советского Союза.

Благодаря работе фондово-закупочной комиссии музея спектр советской скульптуры был расширен. В 50-60 годы у С.Коненкова было приобретено 9 произведений, созданных за рубежом и в Советском Союзе. В том числе – «Лесовик», «Космос», отмеченные печатью народного мировоззрения художника, навеянный дыханием Эллады портрет «Спортсменки» и другие. Позже, фонды пополнились произведениями московских скульпторов: Е.Белашовой, Ю.Чернова, Д.Тугаринова, анималиста А.Марца, казахского скульптора Е.Мергенова.

Поддержку музея окапзали также дары художников. Наиболее ценные из них – «Портрет Н.Рериха» А.Буковского и мраморная композиция С.Казаряна «Сон».

Самый содержательный раздел собрания – кыргызская скульптура, которая дает обзор развития и качественного состояния национального пластического искусства со времени появления в республике первых скульпторов. Основной источник комплектования раздела – многочисленные выставки. Большая часть работ вошла в состав собрания через Государственную закупочную комиссию Министерства культуры Киргизской ССР.

В музее хранятся 8 портретов и рельеф «Стахановский забой» венгерского эмигранта Л.Месароша, стоявшего у истоков зарождения скульптуры в Кыргызстане, и основавшего первую в Средней Азии скульптурную студию.

С монографической полнотой собрано в отделе обширное творческое наследие О.Мануиловой, которая утвердила скульптуру, как вид изобразительного искусства и своим энтузиазмом дала новый импульс для ее развития в Кыргызстане.

Свой след в пластике оставил крупнейший живописец Кыргызстана Г.Айтиев. Портреты выдающихся людей республики – акына Токтогула.Сатылганова, поэта Аалы Токомбаева, сказителя народного эпоса «Манас» Саякбая Каралаева и др.- демонстрируют еще одну грань его таланта.

Художественные концепции 40-50-х годов отражают портреты и жанровые композиции Г.Арапова, В.Пузыревского, К.Кошкина, О.Миньковой, Н.Лодягина, Г.Тупого, — приезжих скульпторов, работавших в республике в этот период.

Систематическое поступление произведений в отдел скульптуры началось в конце 50-х начале 60-х годов. В кыргызское искусство вошло новое поколение художников с фундаментальной профессиональной подготовкой. Одним из первых в этой интернациональной плеяде был А.Мухутдинов, станковые произведения, которого собраны в музее почти в полном объеме.

Представительна по количеству и многообразна по составу скульптора Т.Садыкова- лидера национальной пластической школы, видного общественного деятеля, удостоенного высокого звания Кыргыз Эл Баатыры (Народный герой).

Галерея богата лаконичными, основанными на реализме произведениями В.Шестопала и артистичной, оригинальной пластикой З.Хабибулина. Работы монументалистов С.Бакашева, В.Димова, А.Каменского, А.Воронина и скульптора Д.Хеидзе внесли в отдел эстетическое, стилистическое и жанровое разнообразие.

В 60-80-е годы были приобретены также работы художников прикладников: Э.Кылычбекова, Э.Токтогонова, Ш.Аманкулова. Их характеризует фантастический вымысел, полифоничность, декоративность.

Раздел медальерного искусства (художественные и памятные медали, плакеты, сюжетно-тематические серии) представляют В.Копотев и А.Соловьев.

В Кыргызской скульптуре второй половины XX столетия и в начале нового века получили развитие все художественные тенденции, присущие современной мировой пластике (от реализма до авангардных течений). За последние десятилетия музей обогатился уникальными произведениями таких творческих индивидуальностей как В.Зухин, Д.Жолчуев, А.Шаршекеев, С.Ажиев, А.Кожегулов, Т.Медеров, М.Огобаев, М.Джумалиев, А.Турумбеков и других талантливых художников, определяющих современный уровень кыргызской скульптуры.