«По мотивам произведений Чингиза Айтматова»

Международная выставка из Казахстана, Кыргызстана, России и Великобритании — первый художественный проект, организованный Евразийской Творческой Гильдией в Кыргызстане. Выставка проводится по следам празднования 90 -летия со дня рождения писателя, ставшего еще при жизни культовой фигурой международного масштаба, безусловно, благодаря своим достижениям в области литературы. Ч. Айтматов в полной мере выполнил свое предназначение на этой земле, став лицом советского Востока, его рупором, его летописцем; оказал определенное влияние на развитие кино, оперы и балета, на мировоззренческое видение целых поколений.

Многогранность философского осмысления человеческого бытия писателем не позволяет исчерпывающе передать изобразительными средствами сложные перипетии происходящих событий на страницах его произведений. Свою задачу художники видят гораздо скромнее. Это скорее повод прикоснуться к наследию великого современника и попытка личностного рефлексирования на эту довольно непростую тему. Художники в силу профессиональной специфики их творчества и индивидуальных склонностей избирают собственную образную систему, в которую органично вписывается их эмоциональное восприятие произведений автора. При этом они удачно избегают буквального иллюстрирования, отдавая предпочтение свободной импровизации.

Надо отдать должное демократичности подхода к проекту со стороны организаторов, что позволило участию в нем, как профессиональных художников, так и любителей. Представленные произведения художников изобилуют множеством образных интонаций, порой на одно и то же произведение; разнообразием жанров и технологий. Многочастная композиция киргизского художника Ю. Шыгаева «Вселенная Айтматова» соседствует с романтичным образом Асели в передаче Д. Залесской; молодой автор Р. Сулейменов акцентируется на передаче красоты киргизского пейзажа с его неотъемлемой жемчужиной — Иссык-кулем — с подчеркнутой декоративностью и полифоничной красочностью исполнениия полотна. Более монументальное драматичное решение в соответствии с лейтмотивом творчества писателя находит художница Женишбекова – Баррионуэво в картине «Когда падают горы». Лаконично графическое решение композиции М. Нысанбаева. Апофеозом темы разделения между прошлым и будущим — красной линии творчества Айтматова — явилось убедительное воспроизведение Ж. Мырзахметова в картине «Запретная зона». Совершенно креативный подход обнаруживает А. Сеит, совпадая с литератором в интерпретации пока несуществующего фантастического мира в реальных обстоятельствах. В работах художников явственно прослеживается совмещение чисто реалистичного подхода к трактовке темы наряду с живописными экспериментами. Неудивительно, что их привлекает харизматическая личность писателя, которую они пытаются передать через его портретный образ. Абсолютно оправдано использование художниками приемов символизма, абстракции, знаковых элементов, что расширяет смысловую нагрузку литературного феномена писателя, благодаря разной природе выразительных средств литературы и изобразительного искусства.

Чингиза Айтматова всегда волновала проблема свободы высказывания и возможность собственного дистанцирования от политической демагогии. В силу мощи своего таланта ему удалось настоять на этом и состояться в рамках токсичной советской идеологии. Данная выставка – искренняя дань памяти великому писателю и своеобразный духовный посыл содружества художников четырех стран в разнообразии художественных предпочтений!

Ваш отзыв

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>