русское искусство

В 1934 году по решению Обкома ВКП (б) Киргизии и по инициативе С. А. Чуйкова был создан Оргкомитет Союза художников Киргизской ССР, подготовлена I республиканская выставка и 1 января 1935 года открыта картинная галерея.

Основу коллекции составили 72 произведения русских художников, выделенные из музейных фондов Наркомата просвещения РСФСР и Государственной Третьяковской галереи. Это были картины Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина, этюды В. В. Верещагина, В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, А. А. Архипова, В.Э. Борисова-Мусатова, других выдающихся мастеров русской реалистической живописи. В последующие годы в музей поступили произведения русской живописи из Государственного Эрмитажа (в основном портреты неизвестных мастеров), из фондов Министерства культуры СССР, были интересные приобретения у московских коллекционеров. За сравнительно небольшой срок музей сформировал небольшую, но достаточно уникальную коллекцию русского дореволюционного искусства.

Выставка «Русское искусство XVIII-XIX веков», в целом дает представление об основных этапах развития русского искусства этого периода.

В творчестве художников XVIII века отразился возросший интерес к окружающей действительности и в первую очередь к человеку. Русское искусство этого периода было связано с интересами привилегированных слоев дворянского общества, а лучшие его произведения отражали передовые идеи эпохи. Одним из высоких достижений русского искусства в портретном жанре явилось правдивое изображение представителей господствующего класса и людей из народа.

В экспозиции XVIII век представлен замечательными произведениями неизвестных мастеров («Портрет барона П. П. Шафирова», «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» будущей Екатерины II, «Портрет Петра III», удивительно трогательный и нежный «Портрет Павла I подростком», «Портрет Д. Д. Резвой», выполненный в стиле «парсуны»).

Рубеж XVIII-XIX веков представлен портретами таких выдающихся художников, как Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

Русское искусство XIX века развивается в обстановке усиливающегося освободительного движения. Общественные устремления времени наполняют прогрессивным идейным содержанием художественное творчество его лучших представителей. Образы людей 30-40-х годов появляются в творчестве О. А. Кипренского. Портреты кисти В. А. Тропинина, мастера романтического и реалистического портретов также созвучны эпохе, но они проникнуты иным духом, иными идеями: для его творчества характерно обращение к народным темам. Передовые идеи своего времени выразил гениальный А. А. Иванов – величайший русский художник, академик, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты.

Художники академического направления представлены такими мастерами, как П. А. Сведомский («В гареме»), Г. И. Семирадский «Святое семейство» ( замечательный эскиз росписи для храма Христа Спасителя в Москве), И. К. Макаров («Портрет неизвестной»), Г. П. Виллевальде (Батальная сцена»).

Вторая половина XIX века ознаменована ярким расцветом русской художественной культуры. Этот период представлен в музее работами художников-передвижников – участников «Товарищества передвижных художественных выставок», возникшего в 1870 году. Основное содержание демократического искусства этого времени – народная тема, обличение социальной несправедливости. Выдающиеся представители этого направления – И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, Н. Н. Ге, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко.

Ваш отзыв

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>