Советское искусство 1930-1980 гг. в собрании КНМИИ им. Г. Айтиева

(Живопись и скульптура)

Искусство советского периода хорошо представлено в коллекции музея произведениями известных мастеров, ярко заявивших о себе, и имеет не только широкую временную рамку – 1930-1980-е гг., но и широкий региональный охват.

b a l l o o n3

Собрание живописи и скульптуры данного периода содержит оригинальные и тиражированные станковые произведения разных видов и жанров. Произведения передавались из центральных музеев страны, поступали из Выставочного фонда Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, какие-то вошли в основу первой музейной коллекции, подаренной Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1934 году. Комплектованию фондов способствовали также приобретения музея через Государственную экспертную комиссию Министерства культуры Киргизской ССР, авторские дары и приобретения.

На выставке экспонируются лучшие произведения советского периода выдающихся живописцев и скульпторов России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Армении и Казахстана, таких как А.А. Дейнека, П.П. Кончаловский, Б.А. Тальберг, Т.Т. Салахов, О.А. Вуколов, С.Т. Коненков, С.Д. Лебедева, А.В. Марц, М.К. Аникушин, Ю. Л. Чернов и многих других. Большинство работ выставляются в нашем музее впервые.

Одной из особенностей представленного периода является то, что в это время происходит расцвет национальных живописных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии, каждая из которых имеет свою самобытную основу.

 

ЖИВОПИСЬ

Экспозиция сформирована из 19 крупноформатных картин корифеев советского искусства России, Беларуси, Украины, Азербайджана и Армении. За основу взяты две временные рамки «культурных революций»: 1930-е годы, период бурного процесса формирования нового, революционного искусства, с провозглашенным лозунгом «Искусство в массы!», и 1960-е – начало 70-х годов – период «оттепельных перемен», породивших «Суровый стиль». Объединяет их общая тематика – трудовые будни советского человека, а также обращение последних к наследию художников русского авангарда и стремление синтезировать художественные эксперименты советских мастеров 1920-1930-х годов, в особенности опыты объединения «ОСТ», А. Дейнеки, Г. Нисского, П. Кончаловского.

Открывает выставку работа «Первый ткацкий коллектив Бахчиcарая» (1930), известного художника и одного из основателей общества художников-авангардистов «Бубновый валет» П.П. Кончаловского (1876-1956). В этом произведении Петр Кончаловский запечатлел рабочий процесс трудового дня ткачих. Он, основываясь на наследии П. Сезанна, пластично, пастозными мазками лепит форму, использует широкую гамму оттенков, передавая все богатство колорита ткацкой мануфактуры.

В экспозиции представлен яркий художник А.А. Дейнека (1899-1969), являющийся одним из инициаторов и участников Общества художников-станковистов (ОСТ), главной задачей которого было создание «нового живописного стиля». Смысл своей деятельности ОСТовцы видели в том, чтобы создавать картины для широких масс, для рабочих клубов, общественных зданий. Поэтому основной темой их работ стал труд рабочих на фабриках и заводах, транспорт, индустрия, спорт – «все то, что работает и движется».

В 1930-е годы Дейнека часто бывает в Крыму. Он делает много зарисовок на темы флота, авиации, спорта, пишет акварели, встречается с летчиками и моряками. Крымские впечатления легли в основу картины «Парашютист над морем» (1934). Дейнека словно выхватывает кадр из кинопленки в момент прыжка парашютиста, что придает работе динамичность и напряжение. Картина написана в характерной ОСТовской манере — плакатно, с графически четким рисунком, сдержанным колоритом, строгим и выверенным композиционным решением.

Работы, выполненные в традициях «Сурового стиля» стали основополагающими на выставке  «Советское искусство. 1930-1980 годы». Освободившись от дисциплины большого стиля, тотальной однородности сталинского соцреализма, художники этого течения стремятся к профессиональной свободе и индивидуальности. Произведениям характерно обобщение и лапидарность языка. Основой выразительности служат большие плоскости цвета, повышенная декоративность и напряженная эмоциональность колорита, линейные контуры фигур даже в большом, как правило, размере холста. Происходит процесс взаимообогащения – от монументального к станковому. Это сказывается в гиперболизации образов. Хорошим примером может служить произведение Ю. Щербатенко «Свежий номер газеты» (1965).

Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, а линия горизонта либо завышена, либо отсутствует вовсе. Вместо единой «точки схода» может возникнуть несколько, как в древнерусской иконе, что характерно выражено в работе Б. Тальберга «Гимнастки» (1971).

Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении. Художники-суровисты воспевают судьбы современников: Н. Осенев «Трудовые будни Москвы»(1961) — «героику трудовых будней», Б. Мирза-Заде «Герои полей» (1968) — будничную жизнь деревень с традиционным укладом, В. Тюленев «Ливни. Радуга» (1967), С. Садых-Заде «Размышление о будущем» (1970) — осмысляют жизненные ценности и место человека в мире.

Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картине обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — пейзажу и натюрморту. К примеру, М. Иванов пишет производственно-урбанистические пейзажи «Новые дома на обводном канале» (1969), «На Яузе»(1969), которые являлись в ту пору своеобразной данью проблематике «сурового стиля». В городских пейзажах его колористическая система многообразна и содержит гармонию дополнительных цветов, а живопись фактурная. Или же натюрморт одного из предтеч «сурового стиля» Г. Нисского – «Натюрморт с вятской игрушкой» (1965), в котором главный акцент расставлен на большую плоскость стены, раскрывающую многогранный внутренний мир художника.

В произведениях 1970-80-х годов нарастает эмоциональная многозначность, в картинах более тонко и разнообразно обозначается метафоричность образов. Художники размышляют о традициях, истории, о понимании красоты в современном мире О. Вуколов «Человек с голубой планеты» (1975), В. Габазян «Проводы брата на фронт» (1982), Н. Исаёнок «Раубичи. Полет» (1983). Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами, но всегда необыкновенно артистична. Параллельно в творчестве художников идет изменение живописно-пластических акцентов.

 

СКУЛЬПТУРА

На выставке представлено 20 работ корифеев, стоявших у истоков советской скульптуры. Это такие прославленные имена как С.Т. Коненков, С.Д. Лебедева, Е. Ф. Белашова, А.В. Марци  и другие известные российские скульпторы.  Работы крупных мастеров бывших республик Советского Союза, как Л.В. Апресян, Дж.Джумадурды, Е.Т. Мергенов, также обогатили экспозицию своеобразным национальным искусством.

В  творчестве этих скульпторов прослеживаются некоторые исторические и художественные процессы советского времени, начавшиеся в конце 50-х годов. Обновление пластического языка: стремление к лаконичности и «суровости» формы в первой половине 60-х годов и более тонкой психологической пластике во второй половине 60-х годов.

«Степень совершенства искусства является одним из показателей культурной высоты народа. По произведениям искусства судят потомки об эпохе», — писала В. И. Мухина. Каждый скульптор, сформированный своей социальной средой, национальной культурой, художественными традициями и школой, оставил свою «страницу» в истории советского изобразительного искусства.

Творчество Б.А. Пленкина, для которого производственная тематика стала основной, было особенно популярным и востребованным в советский период. По художественным  качествам его композиция «Кузнецкий сталевар Варнавский» (1960) оказалась в струе станковой скульптуры 1960-70-х годов, развивающей документально-повествовательную линию. В этой работе автор не просто создает портретный образ, а вкладывает в него символ строителя социализма.

К ленинградской школе близок талантливый петрозаводский скульптор Л.Ф. Лангинен. Мастерство ваятеля вызывает необходимость задержаться перед мягко-моделированным портретом «Гвинейская девушка Камаро Нало»(1962). Он выполнен в самом трудном для обработки материале – граните. За внешней простотой и сдержанностью моделировки очевидно внимательное изучение натуры и проникновение в характер лирической и обаятельной четырнадцатилетней солистки гвинейского ансамбля.

Актуальной и притягательной теме космоса посвящена композиция Ю. Л. Чернова – «Ю. Гагарин» (1977). Несмотря на малые размеры, она производит впечатление монументальной работы. Сюжетная завязка и портретная трактовка героя подкреплена атрибутом профессиональной деятельности космонавта – скафандром. Выразительный жест руки включает воображение зрителя и вызывает в памяти исторический момент и фразу из популярной песни, посвященной Ю. Гагарину: «Он сказал: поехали! И взмахнул рукой…».

Обращает на себя внимание портрет «Джамал» (1967) казахского скульптора Е.Т. Мергенова. В архитектонике образа оригинальность и смелость пластического решения, зафиксировавшего главные акценты авторского восприятия.

Анималистическая скульптура прекрасно вписывается в любое пространство, в том числе и в строгий музейный интерьер. Сказанное подтверждает декоративный рельеф «Шествие тигров» грузинского скульптура И.А. Очиаури, который, заинтересовавшись чеканкой, стал создавать плоские станковые, а затем и монументальные рельефы.

Московский анималист А.В. Марц предан своей проверенной годами позиции: «…следовать натуре и не делать гибридов». Каждый его объем существенен и держит внимание зрителя в работах «Винторогий козел» (1969), «Жираф с жирафенком»(1981), пластическая изысканность которых красноречиво повествует сама о себе.

Идея, стиль, материал, характер лепки – постоянный комплекс забот любого ваятеля. Творческой удачей, создающей впечатление свободного исполнения, остро и точно схваченной артистичной формы, можно назвать композицию московского скульптора Д. Тугаринова «Жажда».

В наши дни искусство этого периода воспринимается не только с позиции его социальной значимости, а как полифоническое, новаторское явление художественной культуры XX века, получившее сегодня немалый резонанс.

 

Ваш отзыв

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>