Постоянная экспозиция: Современное декоративно-прикладное искусство Кыргызстана

Декоративно-прикладное искусство является богатой сокровищницей культуры кыргызов, отражающее многовековую историю народа. Развивавшееся в канонических формах, оно сохранило свое своеобразие вплоть до начала ХХ века.

С приходом Советской власти и переходом кыргызов на оседлый образ жизни радикально изменилось и восприятие жизни, и окружающего мира. С 30х годов начинает бурно развиваться живопись, скульптура, графика. Этому способствовало появление профессиональных художественных школ и привнесение переселенцами из России иной культурной традиции. О декоративно-прикладном искусстве забыли на долгие 30 лет. Но эта пауза позднее помогла переосмыслить великое наследие народа и возродить традиции уже на качественно ином уровне.

Первые художники-прикладники, получившие профессиональную подготовку появились в Республике в 60-е годы. Это были Джумабай Уметов и Мукаш Абдуллаев. Они сыграли важную роль в творческом освоении национальных художественных традиций и включении их в современную систему декоративно-прикладного искусства. Вслед за ними пришли профессиональные мастера, владеющие техниками и материалами традиционного кыргызского народного искусства, такими как войлок, чий, вышивка, дерево, кожа, художественная обработка металла. Они активно осваивали заимствованные виды и техники прикладного искусства: фарфор, стекло, керамика, фаянс.

 


Прикладное искусство в этот период интенсивно развивается и становится продолжением традиций народного художественного творчества. 60-е годы характеризовались поворотом от следования традициям к их изучению на профессиональной основе и появлению произведений, представляющих собой подлинный синтез народного наследия и современных форм искусства.

Революцию же в этом процессе произвел Дж. Уметов, превратив традиционный напольный ковер в шикарное настенное панно. Войлок становится его излюбленным материалом, но в своих композициях он отходит от традиционного орнаментального оформления, отдавая предпочтение декоративным композициям, навеянным сочной живописью Анри Матисса.

Продолжая традиции Уметова, но выходя на качественно иной уровень, работают такие мастера, как Токтогул Касымов, Райгуль Ахматова, Галина Турдиева. Их войлочные панно, исполненные древними символами, пронизаны философскими рассуждениями о судьбе, предначертанности  бытия. Используя все возможности  войлока как гибкого материала для воплощения своих  творческих идей, эти художники  наполняют их глубоким сюжетным содержанием, мы видим в них изобразительный ряд, что дает нам возможность их восприятия как  глубокой живописной картины.

Не только вековые традиции народного творчества стали основой для работ профессионалов. Красота природы Кыргызстана вдохновила многих художников, приехавших в республику на создание великолепных гобеленов, росписей по шелку, техник не характерных для народного искусства кыргызов. Это такие художники, как Лысенко Татьяна, Лысогоров Евгений, Пушкарев Сергей.

Отдельное место занимает современное ювелирное искусство, так же получившее развитие в конце 60-х начале 70-х годов. В это время осуществлялись первые попытки объединить древние традиции художественной обработки металла с практикой профессионального ювелирного искусства.

В поисках новых путей ювелиры осваивали и использовали лучшие принципы народного искусства – ансамблевость, утилитарность, декоративную выразительность форм, своеобразие цветовых сочетаний, орнаментацию, связь материала с техникой исполнения.

Современных кыргызских ювелиров волнуют проблемы национального своеобразия и формирования новых художественных решений. Это ярко проявлено в работах таких мастеров как Виктор Сырнев, Шамиль Даирбеков, Лидия Поджидаева  и  целой плеяды ювелиров работавших в период второй половины ХХ века. Благодаря им была создана коллекция современного ювелирного искусства в  отделе ДПИ.

Не случайно развитие керамики в прикладном искусстве. Впервые она появляется в середине 1960-х годов в монументальных произведениях А. Воронина, Н. Каменского, потом переходит в станковые формы, где получает широкое развитие в творчестве таких художников как  Эшболот Токтогонов, Жеенбай Артыкбаев, Эркин Кылычбеков. Осваивая техники фарфора, стекла они создали произведения пропитанные национальным колоритом.

Ваш отзыв

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>